Стремление к совершенству
Авиаавтоматика   /   О предприятии   /   Основные направления деятельности   /

Системы сбора, контроля и регистрации полётных данных

В 1997 году в ОКБ АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» совместно с ГосНИИАС впервые в России была создана интегрированная система регистрации полетных данных «КАРАТ-Б» на основе твердотельного защищенного накопителя, выполняющая функции бортового аварийного регистратора и бортовой автоматизированной системы контроля.

Сегодня разработка и производство бортовых систем сбора, контроля и регистрации полетных данных на твердотельной памяти («черных ящиков») — одно из приоритетных направлений деятельности предприятия.


Разработаны и выпускаются высокотехнологичные системы регистрации полетных данных и регистраторы для боевой авиации: КАРАТ-Б-25, КАРАТ-Б-29К, КАРАТ-Б-29К-01, КАРАТ-Б-29К-02, ЗБН-Т. Системы, соответствующие международным стандартам, установлены на самолетах фирм Микояна, Сухого, Яковлева, Ильюшина. Ряд систем выпускается серийно. На морских судах производства КБ «Алмаз» установлен защищенный бортовой накопитель ЗБН-К.

Системы регистрации для военной авиации
Системы регистрации для военной авиации

Надежность, степень защищенности зарегистрированной информации, соответствующая современным мировым стандартам, весогабаритные характеристики, а также интегрирование в одном изделии функций регистратора параметрической и речевой информации — основные требования, предъявляемые к таким системам. Отличительной особенностью всех разработанных систем является возможность их адаптации под любой борт, включая самолеты нового поколения.

Разработка конструкции ЗБН-МР
Разработка конструкции ЗБН-МР
ЗБН-Т на борту
ЗБН-Т на борту

Сегодня одной из приоритетных задач предприятия стало создание конкурентоспособной продукции для рынка гражданской авиации России. Подтверждением качества разработанных в АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» регистраторов является то, что они прошли сертификацию в АСЦ ГосНИИГА и АР МАК и получили свидетельство годности комплектующего изделия с разрешением их производства.

Системы регистрации для морских судов и гражданской авиации
Системы регистрации для морских судов и гражданской авиации

Система ЗБН-ГА для гражданской авиации с функцией речевого регистратора установлена на самолетах Ту-214, Ту-334 и Ту-204 в качестве устройства регистрации параметрической и звуковой информации и сохранения ее в случае авиационного происшествия. Система разработана при участии ГосНИИАС.

Структура системы КАРАТ
Структура системы КАРАТ

Малогабаритные накопители полетных данных

Новая разработка АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» — малогабаритная система сбора и регистрации полетной информации МБР — обеспечивает прием, обработку полётной информации, поступающей по цифровым и аналоговым линиям связи от бортовых систем и комплексов, от бортового переговорного устройства и открытых микрофонов, ее регистрацию на твердотельный накопитель и сохранение в случае летного происшествия.

Система МБР уже представлена на самолетах L-410, Як-40, Рысачок и вертолетах Ми-2М, Ка-32М, Ми-171А2. В качестве наземной системы приема и обработки полетной информации может быть использована любая серийно выпускаемая наземная система обработки (например, WinArm32, ТОПАЗ-М, МАГНИТ), разработанная на базе стационарных и переносных IBM-совместимых ПЭВМ.

На базе инновационных технологий разработан новый малогабаритный защищенный бортовой накопитель МЗБН с минимальными весовыми и габаритными характеристиками, выполняющий запись параметрической, звуковой и видеоинформации. Накопитель создан на основе твердотельного защищенного модуля памяти, соответствующего проекту международного стандарта. Установленный на вертолете Ка-62 накопитель МЗБН по своим показателям и функциональным возможностям соответствует лучшим зарубежным аналогам.


Защищенные модули памяти

Неотъемлемой частью всех разработанных на предприятии накопителей полетных данных стали защищенные модули памяти (ЗМП) собственной разработки, соответствующие требованиям международных стандартов.

Защищенные модули памяти
Защищенные модули памяти

Композиционные наноструктурированные материалы

Постоянному улучшению технических характеристик модулей уделяется особое внимание, ведь он должен сохранить информацию в случае летного происшествия. С целью совершенствования тепловой защиты ЗМП в рамках НИР на базе научно-исследовательской лаборатории материаловедения и нанотехнологий идет разработка перспективных теплозащитных смесей с улучшенными температурно-временными характеристиками. Надежная устойчивость модулей к экстремальным воздействиям не раз подтверждалась не только на испытаниях, но и, к сожалению, в реальных условиях эксплуатации.

Теплопоглощающие теплозащитные композиционные смеси (ТЗС) предназначены для использования в качестве необратимой теплозащиты особо ответственных механизмов и приборов при длительном воздействии повышенной температуры.

Используя накопленный опыт, АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» в сотрудничестве с ведущими НИИ РФ проводит новые работы по созданию комплексной теплозащиты на основе кварцевых нановолокон, скомпактированных в объемную матрицу, и многоконтурной теплозащиты на основе химического холодильника. С помощью ТЗС обеспечивается охлаждение без применения внешних источников энергии и механическая устойчивость при воздействии ударов, ускорений.

Новым этапом в этом направлении стало создание теплоаккумулирующих материалов многократного использования. При воздействии повышенных температур на объект, материал выполняет функцию теплозащиты в период времени аккумуляции подводимого тепла. При воздействии пониженных температур теплоаккумулирующий материал выполняет функцию подогрева объекта, за счет ранее аккумулированной энергии.

ТЗС различных форм
ТЗС различных форм
ТЗС различных форм
ТЗС различных форм

Стенд расследования летных происшествий

Расследование авиационных происшествий всегда было одной их актуальных задач. В 2005 году в ОКБ АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» оборудован первый в России унифицированный стенд обработки полетной информации бортовых твердотельных аварийных регистраторов для расследования авиационных происшествий СРЛП-У. Стенд предназначен для считывания и восстановления полетной информации из частично или полностью разрушенного твердотельного накопителя. Эффективность работы стенда СРЛП-У была оценена при расследовании авиационных происшествий самолетов Як-130 (2009 и 2010 гг.) и МиГ-29КУБ (2011 г.). С помощью аппаратно-программного комплекса информация была полностью считана и предварительно расшифрована в течение суток.

Блок ЗМП-К после авиационного происшествия
Блок ЗМП-К после авиационного происшествия
Демонтаж микросхемы памяти на СРЛП-У
Демонтаж микросхемы памяти на СРЛП-У

Системы диагностики и прогностики

С 2013 года АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» является головным исполнителем базовой технологии диагностики и прогностики технического состояния летательных аппаратов.

В настоящее время ведутся работы по оснащению вертолетов Ми-171А2 системами диагностики и прогностики, а в рамках перспективной работы «Камертон» планируется оснащение такими системами широкого класса вертолетов и самолетов.

О предприятии
Пресс-центр
Каталог продукции
Производство и технологии
Контакты
  • Адрес:  305040, Россия, г. Курск, ул. Запольная, 47
  • Телефоны:  +7 (4712) 57-65-56, 57-69-55
  • Эл. почта:  plant@aviaavtomatika.ru

© АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова», 2004–2017